Маркетинговое исследование (англ. marketing research) — форма бизнес-исследования и направление прикладной социологии, которое фокусируется на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей, конкурентов и рынков в экономике, которую диктует рынок.
Область маркетинговых исследований как статистическая наука была инициирована Артуром Нильсеном (Arthur Nielsen) вместе с созданием компании ACNielsen Company в 1923 году.
Существует несколько классификаций методов маркетинговых исследований.
Методы маркетинговых исследований — это приёмы, процедуры и операции эмпирического, теоретического и практического изучения и анализа маркетинговой среды, в которой существует компания.
Классификация методов исследования по месту проведения:
полевые методы исследования — исследование маркетинговой среды в естественных условиях (опросы, тестинги);
кабинетные методы исследования рынка;
Классификация методов исследования рынка по частоте применения исследования:
регулярные исследования (периодические исследования);
повторные исследования — исследования, проводимые с целью уточнения, подтверждения полученной ранее информации;
однократные наблюдения (целевые исследования);
По охвату рынка различают следующие методы:
сплошные исследования;
выборочные исследования;
В зависимости от объекта наблюдения различают методы исследования:
исследование внешних маркетинговых объектов;
самонаблюдение (например, исследование качества обслуживания клиентов).
По способу получения информации различают следующие методы исследования рынка:
опрос — это способ получения информации через выяснение мнений целевой аудитории;
наблюдение — это способ получения информации без какого-либо воздействия на объект наблюдения;
эксперимент — это такой метод исследования рынка, при котором изучают влияние определенных факторов на объект изучения, методом контролируемого изменения одного или нескольких факторов и отслеживания их влияния на объект изучения;
имитационное моделирование — представляет собой метод маркетингового исследования, с применением заранее разработанной математической модели, адекватно воспроизводящей поведение объекта исследования;
метод экспертных оценок — комплекс процедур, направленных на получение от специалистов информации, её анализ и обобщение.
Классификация методов исследования рынка по регулярности привлечения аудитории:
случайная выборка — случайным образом выбранные для изучения респонденты, относящиеся к целевой аудитории;
аксесс-панель — постоянная база респондентов, участвующих в маркетинговых опросах.