Статьи и новости

Методы маркетинговых исследований

Маркетинговое исследование (англ. marketing research) — форма бизнес-исследования и направление прикладной социологии, которое фокусируется на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей, конкурентов и рынков в экономике, которую диктует рынок.

Область маркетинговых исследований как статистическая наука была инициирована Артуром Нильсеном (Arthur Nielsen) вместе с созданием компании ACNielsen Company в 1923 году.

Существует несколько классификаций методов маркетинговых исследований.

Методы маркетинговых исследований — это приёмы, процедуры и операции эмпирического, теоретического и практического изучения и анализа маркетинговой среды, в которой существует компания.

Классификация методов исследования по месту проведения:

  • полевые методы исследования — исследование маркетинговой среды в естественных условиях (опросы, тестинги);
  • кабинетные методы исследования рынка;

Классификация методов исследования рынка по частоте применения исследования:

  • регулярные исследования (периодические исследования);
  • повторные исследования — исследования, проводимые с целью уточнения, подтверждения полученной ранее информации;
  • однократные наблюдения (целевые исследования);

По охвату рынка различают следующие методы:

  • сплошные исследования;
  • выборочные исследования;

В зависимости от объекта наблюдения различают методы исследования:

  • исследование внешних маркетинговых объектов;
  • самонаблюдение (например, исследование качества обслуживания клиентов).

По способу получения информации различают следующие методы исследования рынка:

  • опрос — это способ получения информации через выяснение мнений целевой аудитории;
  • наблюдение — это способ получения информации без какого-либо воздействия на объект наблюдения;
  • эксперимент — это такой метод исследования рынка, при котором изучают влияние определенных факторов на объект изучения, методом контролируемого изменения одного или нескольких факторов и отслеживания их влияния на объект изучения;
  • имитационное моделирование — представляет собой метод маркетингового исследования, с применением заранее разработанной математической модели, адекватно воспроизводящей поведение объекта исследования;
  • метод экспертных оценок — комплекс процедур, направленных на получение от специалистов информации, её анализ и обобщение.

Классификация методов исследования рынка по регулярности привлечения аудитории:

  • случайная выборка — случайным образом выбранные для изучения респонденты, относящиеся к целевой аудитории;
  • аксесс-панель — постоянная база респондентов, участвующих в маркетинговых опросах.